В чем отличие доказательного образования от стандартной учебы? - Наука
Дополнительное профессиональное образование
Лицензия №039479 от 09.07.2018

Версия для слабовидящих
Состоим в реестре ФРДО
В чем отличие доказательного образования от стандартной учебы? - фото
  • 14 апр
  • 384
Длительность прочтения: 2 мин.
Нет времени читать? Отправьте статью себе на почту!

Последние годы прилагательное «доказательный» чаще всего употребляется в контексте медицины. В привязке к терапевтической сфере оно означает, что лечебные препараты и методики назначаются исключительно исходя из имеющихся доказательств их эффективности и безопасности. А применим ли такой подход к образованию?

Оказывается, применим. Ученые, сотрудничающие с преподавателями, выделили следующие аспекты доказательного обучения:

Усвоение информации через трансдисциплинарное многократное повторение

По словам людей, изучающих способы совершенствования образовательных методик, главные вызовы XXI века можно решить только при наличии комбинации междисциплинарных знаний. Так, например, чтобы остановить таяние ледников и предотвратить резкий подъем уровня мирового океана, не хватит одного образования в области биологии. Исследователю понадобятся также познания в физике и экологии.

Чем больше людей занимается глобальными проблемами человечества, тем быстрее они решатся. Именно поэтому детей стоит вовлекать в освоение наук как можно раньше. Для этого психологи предлагают использовать феномено-ориентированное обучение.

drawing-master-supervising-students-work (1).jpeg

Суть методики заключается в том, чтобы дать юным умам возможность самостоятельно найти причинно-следственные связи на практике. Кроме того, обучение предполагает освоение материала через феномены, связанные с реальной жизнью: история изучается посредством реконструкции событий (при этом дети сами шьют костюмы, готовят декорации, пишут сценарий), биология – с помощью подробных муляжей животных.

Чтобы понять, как утечки нефтепродуктов отражаются на экосистемах, маленькие исследователи проводят опыты: создают мини-разливы в условном море (тазу), опускают в них перышки птиц, описывают свои впечатления и выдвигают предположения, как можно помочь природе в таких ситуациях. Здесь комбинируются знания из области химии, биологии, орнитологии и физики.

Феномено-ориентированный подход делает образовательный процесс увлекательным, стимулируя детей находить нетривиальные решения поставленных перед ними задач. Привычное разделение предметов на «математику», «географию» или «русский язык» не мотивирует учеников к самостоятельному изучению, предлагая в основном зубрежку и монотонное перечитывание учебников.

Исследования доказывают, что новый материал лучше усваивается, если напоминать о нем во время освоения других дисциплин. Снова и снова возвращаясь к уже знакомой теме, ребенок не только закрепляет знания, но и учится применять их в разных ситуациях.

Комбинация практики и дополнительных активностей – залог лучшего восприятия информации

Чем активнее дети участвуют в образовательном процессе, тем скорее понимают, как они смогут использовать приобретенную информацию в реальной жизни. Однообразное конспектирование учебных пособий никогда не даст такого результата, как живая дискуссия или практическое задание.

Так, например, наиболее продуктивный способ изучить ботанику заключается в том, чтобы самому подготовить почву, посадить растение, окучивать его и пропалывать до момента, пока оно не начнет плодоносить. Казалось бы, такую деятельность сложно привязать к стандартному образовательному процессу, однако место под мини-теплицу можно найти практически в любом школьном дворе.

mother-daughter-son-draws-pencil-sheet-paper-sitting-home-table-bright-room (1).jpeg

Активное обучение подойдет и для освоения географии. Тематические походы открывают ученикам все многообразие живой природы, находящейся за пределами привычного маршрута «дом-школа-дом». В рамках изучения истории родного края стоит посетить места, где происходили серьезные исторические события, а с педагогом по информатике полезно будет отправиться на знакомство с обновленными технологичными производствами.

Все школьные дисциплины предоставляют возможность проводить исследования, эксперименты, групповые проекты, мастер-классы, тематические квизы и другие мероприятия, которые вовлекают детей в образовательный процесс. Практико-ориентированный подход требует больших энергозатрат со стороны педагогического состава, однако именно он позволяет ученикам не только усваивать материал, но и применять его в дальнейшем.

В России активное обучение подразумевается под термином «гуманитарные технологии». Методика направлена в первую очередь на личность человека, его всестороннее, полноценное развитие. Помимо этого, гуманитарные технологии учат ребенка прислушиваться к себе, принимать взвешенные решения и устанавливать контакт с окружающим миром.

Не нашли нужное направление?
Наши менеджеры с радостью помогут Вам.