Дополнительное профессиональное образование
Лицензия №039479 от 09.07.2018

Версия для слабовидящих
Состоим в реестре ФРДО
  • 26 фев
  • 3465
Длительность прочтения: 3 мин.
Нет времени читать? Отправьте статью себе на почту!

Необходимость обновления процессов, обеспечивающих получение среднего образования в России, назрела достаточно давно. Функционирующая преимущественно на базе советских наработок учебная система безнадежно устарела. Она не только игнорирует цифровизацию общества, но и не может полноценно подготовить школьников к сдаче ЕГЭ (большинство учеников старших классов вынуждены прибегать к услугам репетиторов).

Несмотря на общую «закостенелость», Министерство образования все же пытается внести изменения в устоявшиеся порядки. Одним из нововведений, призванных помочь выпускникам в определении будущей профессии, является введение профильной ориентации старшеклассников.

Острая проблема отсутствующего профильного обучения

Сформированная в России система среднего образования охватывает широкий круг дисциплин, поскольку направлена то, чтобы ученики получали всесторонние знания. Равномерное распределение нагрузки между предметами абсолютно оправдано до момента перехода в 10 класс, когда приходит время выбирать специализацию, с которой старшеклассник хотел бы связать жизнь.

.....

В западных образовательных учреждениях на этом этапе к работе с подростками подключается педагог по профильной ориентации. Основываясь на многочисленных тестах и личном общении, наставник помогает молодым людям определиться с вектором дальнейшего развития и подсказывает, на какие предметы стоит обратить повышенное внимание.

Такая система позволяет подросткам увидеть будущую профессию еще в школе, чтобы сконцентрироваться на дисциплинах, которые придется сдавать при поступлении в вуз. Вместе с тем нагрузка, связанная с другими занятиями, снижается.

В российских же школах до недавнего времени подростки в 10-11 классах тратили одинаковое количество времени на подготовку ко всем предметам вне зависимости от того, какие именно ЕГЭ они собирались сдавать.

Профильное образование как путь к выбору профессии

Профильное образование – это система обучения, направленная на раскрытие потенциала каждого ученика. При таком подходе образовательный процесс максимально персонализируется и подстраивается под способности, темперамент, интересы, увлечения и особенности молодых людей.

Согласно концепции профильного образования, учебная программа должна быть гибкой и предлагать ученикам (помимо общеобразовательных дисциплин) освоение дополнительных предметов, соответствующих выбранной специализации. Так, например, если школьник тяготеет к филологии, в его расписание можно добавить историю языка, языкознание, основы семантики, лингвистику и т.д.

Кроме того, прекрасным подспорьем для глубокого освоения будущей профессии являются элективные курсы – вспомогательные занятия на выбор учащегося. Это могут быть как программы, связанные со специальностью, так и дисциплины общей направленности. Они реализованы преимущественно в форме персональных проектов, которые ученики выполняют под присмотром наставника в течении одного-двух лет.

Какие дисциплины считаются профильными?

Согласно государственным образовательным стандартам, российские школы обеспечивают реализацию учебных планов по 5 профилям:

  • Гуманитарный.

Подойдет для подростков, тяготеющих к изучению языков, а также интересующихся историей. Помимо родной и иностранной литературы, предполагает углубленное освоение права и обществознания;

  • Экономико-социальный.

В его основе лежат все разделы математики (в том числе мат. анализ), география и право. Дополнительно включен курс экономики.

  • Естественно-научный.

Как и экономико-социальный, опирается на математику. Вспомогательными дисциплинами являются химия и биология;

  • Технологический.

На него стоит обратить внимание школьникам, которым нравятся уроки информатики и физики.

  • Универсальный.

Не предполагает углубленного изучения каких-либо предметов. Базовый учебный план идеален для тех школьников, чьи увлечения не входят ни в одну из перечисленных выше групп предметов.

Обязательные для всех учащихся дисциплины это: русский и иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), литература, история, ОБЖ, физкультура и астрономия.

.....

Особенности профильного образования

Специфика профориентации в российских школах заключается в том, что после сдачи экзаменов в 9 классе оставшиеся для дальнейшего обучения подростки выбирают класс по одному из направлений, которые определило учебное заведение. Т.е. изначально список профилирующих областей отбирает именно школа.

В небольших образовательных учреждениях, где всего 2-3 старших класса, специализации обычно следующие: естественные науки, филология, универсальный профиль. Соответственно ученикам, интересующимся творчеством, IT-технологиями, психологией и т.д., все равно придется делать выбор из перечисленных выше направлений.

Комплектация профильных классов происходит на объективной и прозрачной основе, поскольку каждая школа имеет нормативный акт, в котором четко обозначены условия приема в старшие классы.

Преимущества профильного образования

Профориентация на самом деле помогает старшеклассникам, потому что:

  • Учитывает персональные особенности и желания школьника, а значит, позволяет сформировать учебный план, который максимально эффективно подготовит подростка к предстоящим экзаменам;
  • Предполагает грамотную организацию учебного процесса с использованием диджитал-технологий (интерактивные доски, лазерные указки, видео-презентации);
  • Заставляет педагогов постоянно повышать квалификацию, чтобы давать ученикам актуальные знания о современных профессиях.
  • Знакомит молодого человека с особенностями выбранной специализации еще в школе.

Если говорить о недостатках профильного образования, то единственный по-настоящему достойный внимания вопрос – сильная временная загрузка школьника. Однако реальная польза от внедрения профильных классов сильно превышает имеющийся минус.

Не нашли нужное направление?
Наши менеджеры с радостью помогут Вам.